В 2023 году Росавтодор провел ряд научных изысканий и тестов с целью повышения безопасности дорожного движения и развития отрасли. Об этом сообщила пресс-служба Федерального дорожного агентства (ФДА).
В рамках взаимодействия с техническими комитетами РФ по стандартизации, Росавтодор анализирует научные документы, связанные с научной и инновационной деятельностью. В 2023 году ФДА разработало и утвердило 10 госстандартов и один предварительный национальный стандарт. Так, в прошлом году были разработаны ГОСТ Р 71009 и ПНСТ 860, регулирующие методики определения качества полимеров, применяемых в дорожном строительстве. Предполагается, что эти стандарты будут особенно полезны для организаций, занимающихся оценкой качества асфальтобетонных смесей и проектированием составов, а также для регламентации работы производителей битумных вяжущих смесей. Научно-исследовательские работы по стандартизации битумных вяжущих веществ в России проводятся Росавтодором в первый раз.
В связи с появлением новых межгосударственных стандартов на минеральные ресурсы, потребовалось обновление и текущих нормативных документов. Они регулируют технические требования и методики тестирования холодного асфальтобетона и смесей. С этой целью Росавтодором был разработан ГОСТ Р 70648. Он устанавливает стандарты для холодных смесей и асфальтобетона, а также исходных материалов для их производства.
Кроме того, в 2023 году впервые были разработаны требования к проектированию мостовых сооружений. Документы регулируют мероприятия, направленные на предотвращение разрушения конструкций при превышении предельно допустимых нагрузок и сейсмической активности.
Стандарты качества работ по обслуживанию систем безопасности (пожарная безопасность, вентиляция, связь, громкое оповещение и хронометраж автодорожных тоннелей) были установлены в четырех ГОСТах, разработанных в 2023 году.
В прошлом году на крупных дорогах установили пункты для отслеживания погодных условий и состояния вечной мерзлоты. Эти пункты появились на 1050 км трассы А-360 “Лена”, а также на участках дорог Р-504 “Колыма” с 710 по 730 км и с 1955 по 1960 км. Также они были установлены на 145-150 км дороги А-331 “Вилюй”.
Одним из главных направлений научной и технической деятельности Росавтодора считается внедрение технологий искусственного интеллекта. Например, во ФДА разработали пилотный проект с элементами ИИ для анализа безопасности дорожного движения на некоторых участках крупных дорог. Эта модель на основе полученных данных может предложить способы улучшения безопасности на дорогах. В период с 2022 по 2023 год система обучалась на базе фотографий и видео участков дорог протяженностью около 2 тысяч километров. В ходе этого процесса база данных ИИ была дополнена.
В рамках своей научной работы, Росавтодор занимался вопросами экологии и искал способы уменьшить влияние дорог на окружающую среду. Ученые изучали свойства различных материалов для озеленения обочин и склонов, включая компост, питательные грунты и древесную мульчу. В июне 2023 года были проведены испытания компоста на строящемся объезде Усолья-Сибирского, который является частью трассы Р-255 “Сибирь” в Иркутской области. В течение полугода специалисты разных организаций проводили анализ использования питательных грунтов.
Результаты предварительного исследования показали, что добавление древесной муки в компост создает наилучшие условия для роста травы и предотвращает дальнейшее разрушение поверхности склона. Планируется, что в мае 2024 года будут рассчитаны экономические показатели использования питательных грунтов и подведены окончательные итоги этого исследования.