Противогололедные реагенты (ПГР) – это химические соединения, которые используются для обработки дорог и тротуаров в зимний период с целью предотвращения образования льда. Они представляют собой твердые или жидкие вещества, которые снижают температуру замерзания воды и ускоряют таяние снега и льда. Это обеспечивает безопасность дорожного движения, а также удобство передвижения в холодное время года. Состав противогололедных реагентов может различаться, но все они работают по принципу снижения температуры замерзания воды и ускорения таяния образующегося льда.
История использования противогололедных материалов
С 30-х годов XX века российские коммунальные службы стали использовать противогололедные реагенты. Пескосоляные смеси, состоящие из технической соли и карьерного или речного песка, использовались в качестве противогололедных материалов.
В 1960-х годах пескосоляные смеси получили широкое распространение, однако, помимо положительного эффекта, их использование привело к ряду проблем. Весной оставшийся на дорогах и тротуарах песок попадал в сточные канавы и на газоны, загрязняя улицы и нанося ущерб окружающей среде. Коммунальным службам приходилось прикладывать значительные усилия для уборки города и вывоза песка на свалки.
В 1995-1996 годах было принято решение заменить песчано-соляные смеси на более эффективный противогололедный реагент - техническую соль. Основным преимуществом NaCl является то, что он быстро растапливает лед, однако серьезным недостатком является то, что соль, остающаяся на дорогах после обработки, попадает в почву и накапливается там, вызывая ежегодную гибель большого количества растений. В начале двухтысячных власти Москвы полностью отказались от использования технической соли, заменив ее на новые противогололедные материалы. В других российских регионах галит продолжает использоваться. В Москве основными противогололедными материалами стали твердые хлориды, такие как хлористый кальций, модифицированный натрием, хлористый калий с фосфатами и гранулированный хлористый кальций.
В 2005-2006 годах было решено отказаться от использования хлористого магния из-за его способности к образованию опасных концентраций в природных водоемах. В 2007 году было введено законодательное регулирование составов противогололедных материалов, и теперь к использованию допускаются только те составы, которые прошли проверку на безопасность для населения и окружающей среды.
На сегодняшний день в России одними из наиболее широко используемых противогололедных средств являются техническая соль и ее смеси, что обусловлено их эффективностью и доступностью.
Опыт зарубежного использования
Скандинавские страны начали централизованно использовать антигололедные реагенты в конце XIX века и обычно закупали необходимые реагенты для приготовления смесей в России. Они стремились к максимально безопасному применению реагентов, заменяя песчано-солевые смеси на горячую воду с солью или используя механические методы очистки дорог и тротуаров вместо противогололедных материалов (ПГМ).
В Финляндии сейчас используют гранитную и мраморную крошку в качестве ПГМ, которую зимой разбрасывают, а весной убирают с помощью специализированной техники. Очищенные материалы затем используются повторно.
В Норвегии под автомобильными и пешеходными дорогами прокладывают тепловые коммуникации, благодаря чему покрытие постоянно подогревается и на нем не образуется наледь. В остальной части Европы широко используют песчано-солевые смеси и концентрированные солевые растворы. В Швейцарии и Австрии часто применяют смеси щебня и песка, а в Германии популярными являются реагенты на основе магния. В США предпочитают реагенты на основе хлорида кальция, а также солевые смеси с отходами алкогольных производств.
Некоторые дороги за рубежом обладают антигололедными свойствами благодаря особому компоненту, входящему в состав асфальта, что предотвращает образование ледяной корки на поверхности дорожного покрытия. Один из интересных примеров работы коммунальных служб в Америке - использование чесночной приправы на дорогах. Этот реагент был открыт случайно, когда из-за непогоды в Энкени, штат Айова, были израсходованы все противогололедные смеси, а новые невозможно было доставить. Тогда одна из местных компаний, производящих приправы, предложила использовать чесночную соль с истекшим сроком годности на дорогах. Как оказалось, эта приправа справлялась с задачей не хуже других противогололедных смесей.
Применение антигололедных реагентов
Противогололедные средства различаются способом применения, потому как имеют разный состав и возможности использования. Сейчас существует множество химических смесей для создания безопасного дорожного покрытия зимой. По принципу использования их можно разделить на две группы:
- Жидкие. Такие средства обычно применяются в качестве профилактических: их наносят на дорожное покрытие до выпадения осадков и появления наледи. Жидкие ПГР создают своеобразную водоотталкивающую пленку.
- Твердые и гранулированные ПГР. Применяются уже по факту выпадения осадков. Для большей их эффективности нужно предварительно очистить дорожное покрытие от слякоти и рыхлого снега.
Наносить противогололедные материалы на дорожную поверхность можно как руками, так и механически. Первый способ актуален при обработке небольших площадей, к примеру, лестниц или дорожек во дворах многоэтажных домов. Инструментом здесь может служить лопата или тележка-дозатор.
Чаще всего дорожники пользуются вторым способом: механическая обработка дорог позволяет выполнить работу более качественно и быстро, вне зависимости от площади покрытия. С помощью спецтехники, например, очищаются автомобильные трассы и взлетные полосы.
Соблюдение технологии позволяет не только обеспечить безопасность пешеходам и транспортным средствам, но и на длительное время не допустить повторного обледенения.